Marins_Group

22.05
14:09

Кинокомпания «Союз Маринс Групп» в гостях у вдовы Марии Третьяк

«Любили мы его за безумную храбрость, за то, что охотно шел на любое задание, каким бы оно ни было трудным. Казалось, скажи ему: «Третьяк, приволоки Гитлера!», он, наверное, ответил бы: «Слушаюсь!» - и пошел бы добывать. Таким он был в бою».

Так написал о Иване Моисеевиче его бывший командир дивизии, впоследствии видный военачальник А.Т.Стученко в своих мемуарах «Завидная наша судьба». (из эпилога книги «Храбрые сердца однополчан»).


Изображение с http://www.marinsgroup.ru/images/stories/News/2017/04/06/01.jpg
Изображение с http://www.marinsgroup.ru/images/stories/News/2017/04/06/01.jpg



Ежегодно, Клуб военачальников Российской Федерации и кинокомпании «Союз Маринс Групп» приглашают вдов военнослужащих на встречи. На одной из них, которая была посвящена Международному женскому дню, судьба свела нас с одной из удивительных женщин – Марией Петровной Третьяк. И хотя в тени своего мужа Мария Петровна, капитан советской армии, переводчик, активист, никогда не была, рассказывать она больше любит о своем супруге, нежели о себе. Мы воспользовались моментом и попросили рассказать Марию Петровну о ее супруге.

«Такие моменты дороги для меня, теперь я живу только этими воспоминаниями. - начала свой рассказ вдова Ивана Моисеевича. - Нам повезло, мы были друг у друга единственными. Иван Моисеевич Третьяк, конечно, не сразу стал военачальником. А вот военным мечтал быть всегда. Он вырос на героических кинолентах, таких как «Чапаев», много читал про гражданскую войну, отечественную. Для него путеводной звездой был Кутузов, не случайно он очень гордился, что в числе первых получил орден Кутузова III степени. Сам Иван Моисеевич рассказывал, что, когда в деревне, где он рос проходили военные маневры, домой их было не загнать. В 20 лет он уже командовал батальоном, а через год полком. Причем авторитет у него был среди подчиненных непререкаемый».



Особо отличился Иван Моисеевич при форсировании реки Великая и при освобождении города Опочка Псковской области. Дело было так…Лето 44-го. Впереди Пушкинские Горы, хорошо знакомые по книгам места, где жил и творил великий русский поэт. Здесь и довелось вести бои комбату Третьяку. Горько было видеть, во что превратили фашисты эти священные для каждого славянина места. Впереди, в 80 километрах, - небольшой городок Опочка. Перед комбатом Третьяком командир дивизии генерал-майор Андрей Трофимович Стученко поставил боевую задачу: на машинах, оторвавшись от наступающих полков дивизии, прорваться к реке Великой и во взаимодействии с танкистами комбата Ивана Кравченко, нащупав брод в реке, овладеть окраиной городка Опочка. Ночной бой был быстротечным и захватил противника врасплох. Задача была выполнена. 15 июля 1944 года Опочка, оккупированная врагом еще 5 июля 1941 года, была освобождена.
Комбат Иван Третьяк, командир пулеметного отделения гвардии старший сержант Александр Дятлов были удостоены звания Героя Советского Союза, а уже в послевоенные годы Иван Моисеевич становится Почетным гражданином города Опочка.

Из воспоминаний И.М. Третьяк:

«…Я старался беречь людей, заботился, чтобы они всегда были здоровы и сыты. Если в тяжелом бою мы залегли и надо идти в атаку, то я шел в цепи вместе со всеми. Кто- то из бойцов крикнет: «Командир полка в цепи…». Все, что осталось от полка, поднималось. Мне не надо было кричать: «Встать! За мной в атаку! С людьми я был во всех тяжелых местах. Они это видели, верили мне. При это, я жесткий командир.»

Посчастливилось ему лично быть знакомым с маршалом Жуковым. Как то на вопрос одного журналиста: «Правда, что Жуков был жестким человеком», Иван Моисеевич ответил: «Георгий Константинович был простым, добрейшим человеком. Я с ним впервые встретился на фронте, на 157 км. трассы Москва- Минск, когда был капитаном. Помню, мы даже поспорили по поводу мин. Я разговаривал с ним как равный, открыто высказывал свое мнение. Он с удовольствием принимал споры. С людьми Жуков был доброжелательным. Не помню, чтобы у нас на Западном фронте кого -то снимали. чтобы он с кем то расправлялся. Запомнилась другая встреча, произошедшая в приемной Гречко годы спустя, после войны. Жуков уже поседевший, сидел на стуле в углу. Меня командир А.Т. Стученко подводит и говорит: «Георгий Константинович, вспомните вот мой командир батальона с дивизии вашего западного фронта. Сейчас это самый молодой командующий войсками округа.» На что Жуков пошутил: «Да он старый хрыч. Ему лет шесть уже надо округом командовать» Вспомнил меня по фронту, встал и сказал обнимая: «Я счастлив, сто ты комбат жив остался».



В начале ноября 1944 года, будучи командиром полка, Третьяк получил третье тяжелое пулевое ранение. Был направлен на излечение в Москву. После госпиталя вновь вернулся в родной полк и участвовал в разгроме Курляндской группировки немецких войск. По окончании Великой Отечественной войны 29-я Ельнинская Краснознаменная, ордена Суворова II степени стрелковая дивизия была перебазирована в Эстонию. Отсюда в 1946 году Иван Третьяк прибыл в Москву поступать в Военную академию имени М. В. Фрунзе. Там он и встретил слушательницу Военного института иностранных языков младшего лейтенанта Машу Наумову, которая в последствии станет его женой.

«После Академии имени М.В. Фрунзе нас отправили вместе служить.- продолжает Мария Петровна свой рассказ. В Калининграде его назначили старшим офицером в оперативный отдел, а меня военным переводчиком в разведывательный отдел. Но Иван Моисеевич всегда говорил, что штабная работа не для него, и по его просьбе он был назначен командиром полка в город Гусев, в котором мы прожили 9 лет. За это время Иван Моисеевич получил генеральское первое звание, после чего и решил поступить в академию Генерального штаба, которую закончил с золотой медалью. Наша дальнейшая совместная служба – это настоящее путешествие по всему свету. Я так любила своего мужа, что готова была ехать за ним хоть на край света».

Изображение с http://www.marinsgroup.ru/images/stories/News/2017/04/06/02.jpg
Изображение с http://www.marinsgroup.ru/images/stories/News/2017/04/06/02.jpg



И вновь города и веси. Сначала 18-я общевойсковая армию и должность начальника штаба, через полгода его направляют в Группу советских войск в Германии начальником штаба 3-й общевойсковой армии, затем командование 4-й общевойсковой армией Закавказского военного округа. Вскоре ему присваивается звание генерал-лейтенанта. Позже главнокомандующий войсками Дальнего Востока. С 12 июля 1986 по 11 июня 1987 года — заместитель министра обороны СССР — главный инспектор МО СССР. С 11 июня 1987 по 31 августа 1991 года — заместитель министра обороны СССР - главнокомандующий Войсками противовоздушной обороны. И везде с ним была его супруга, верный помощник и друг. Много чего перенесла она за эти годы. Среди прочих военных вещей Ивана Моисеевича, на особом месте лежит фронтовая кобура.



«У Иван Моисеевича было отменное физическое здоровье, несмотря на одно тяжелейшее ранение в военные годы.- показывая кобуру, продолжает рассказ Мария Петровна.-Однажды, вместе со своими товарищами он патрулировал опасную территорию. В какой-то момент раненный фриц увидел наших советских солдат и несколько раз выстрелов. Он был моментально обезоружен, но одна пуля попала в Ивана Моисеевича. От смерти его спас револьвер, который находился в кобуре. Ее я храню у себя до сих пор, как бесценную память о муже».

За свои героические подвиги, отвагу на фронте и доблестную службу Родине Иван Моисеевич был награжден орденами Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и многими другими.

В 2007 году его не стало.

(Беседу вела А.Т. Яшкова)


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).